Несколько лет назад я был на одной очень модной инсталляции в Мраморном дворце. Инсталляция, как обычно, была многозначительной. Редкие в огромных залах экспонаты были один торжественней другого. Но выделялся главный. Вокруг него и собрались все именитые искусствоведы (причём приехали несколько западных), директор Русского музея Гусев задумчиво смотрел на вершину российского современного искусства и перебрасывался фразами с избранными знатоками. Это была огромная (3×2х1,5) вагина, склеенная из газет. Я не помню её точного названия, но оно было в три строки, примерно такое: «Аллегория квинтэссенций современных медийных полей рождающая эффект пертурбаций СМИ на заре тысячелетий и презрении миллениума в низшем и высшем социуме каст недоверия и призрака революции», — но я уверен, что пропустил ещё пятьдесят подобных слов. Так вот, мне кажется я один стоял напротив и видел просто П...ЗДУ ИЗ ГАЗЕТ. Вот это реально была просто П...ЗДА ИЗ ГАЗЕТ, не более того!
О ценности современного искусства можно спорить бесконечно. Мы прошерстили экспозиции галерей и выставок по всему миру в поисках прекрасного. Мы старательно отключали сознание и пытались постигнуть увиденное интуитивно. «Экзистенциализм» стал нашим любимым словом. В итоге — вот что мы узнали и к каким выводам пришли.
Изобразительное искусство. Здесь все просто: можно не иметь никакого представления об истории живописи, можно не учиться в художественных школах, можно даже кисть не уметь держать в руках. Впрочем, можно все это знать и уметь, но все равно выдавать такое: Это работа французского художника Gael Davrinche «Фонтан». Тонкое прочтение классики, не правда ли? Интерпретировать авторский замысел можно долго, но суть от этого не изменится: перед нами обезображенная безротая Джоконда с писсуаром на голове.
Отдельно нужно сказать об искусстве создания портретов. Узнаваемость лиц уже давно не в тренде. Да и сами лица на портрете — это такая условность, что ее можно вообще никак не принимать во внимание. В общем, если ты пишешь портрет, делай это, как Kwang Ho Shin:
Или как японский автор Marefumi Komuka: Работа называется «Период № 2». Страшно подумать, каким был первый и как будет выглядеть третий — хотя, судя по картине, уже никак.
Но и более традиционные техники в современном искусстве могут дать неожиданные результаты: Работа украинского художника Ильи Чичкана «Светлана». На фоне прочего бородатая женщина смотрится как-то даже уместно и вполне невинно.
Инсталляция и перфоманс. Наверное, самые современные из всех современных видов искусств. В перфомансе, как правило, участвуют сами авторы. Выглядит это, конечно, по-разному, хотя нередко вот так: Перфоманс «Atropos»- «Неотвратимая», Nezaket Ekici. В неизбежность смерти после просмотра веришь сразу. Мы пытались подобрать к этому зрелищу литературные эпитеты, но у нас ничего не получилось.
Перфоманс «Вспышка», Tori Wranes. Надеемся, что ни зрители, ни участники не пострадали.
Перфоманс «Аквариум», Yael Davids. Есть мнение, что перфомансы и инсталляции невозможно постичь сразу, должно пройти время между «моментом наблюдения и моментом осознания». Вероятно, очень, очень долгое время.
Но если перфоманс еще как-то поддается описанию и толкованию, то инсталляция находится вне сферы человеческого понимания. Это область чистого творчества — настолько чистого, что идея автора порой не ясна и самому автору.
Вот часть инсталляции, которую создал известный австрийский художник, архитектор и скульптор Erwin Wurm: Что видите вы? Мы видим просто огурец на подставке. Обычный огурец. Наверное, в нем заключен глубокий символический смысл. Какой — даже предполагать не будем.
Встречаются и более сложные формы инсталляции: Инсталляция «Фома неверующий», Michael Landy. Да-да, именно Фома. И эта гора ржавой арматуры — тоже искусство.
В общем, если ты не умеешь рисовать, петь, писать стихи, но чувствуешь, что творчество — твое призвание, инсталляция как раз для тебя. Чем непонятнее, тем лучше. При жизни гениев вообще не признают, верно?
Для вдохновения — еще несколько "волшебных" инсталляций. Просто наслаждайтесь. Инсталляция «Мать», Mauricio Cattelan
Инсталляция «Счастливый покупатель», Darren Lago. Вот примерно так мы все периодически и выглядим.
Инсталляция «Жизнь вещей», Mary Mattingly. О давлении материальных ценностей, не иначе.
Скульптура. С некоторых пор нам ужасно хочется придерживаться простого принципа в определении этого вида искусства: настоящая скульптура может быть только из мрамора и только во Франции или Италии. Правда, тогда совершенно не ясно, куда отнести все эти восхитительные арт-объекты: «Здание № 1», Damian Ortega. Автор представляет эту скульптуру как «уникальную конструкцию, в которой кирпичи поддерживаются металлическим каркасом». Исчерпывающе. Вопрос «Почему кусок разрушенной стены нужно считать искусством?» остается открытым.
«Падение в материальный мир», Tam Wai Ping. Без комментариев.
Таким представляют себе китайцы Арнольда Шварценеггера. Скульптура «Арнольд», Shoo Yong.
«Тело и земля (или Ваша милая улыбка)», Brian Griffiths. Автор утверждает, что его работа создана под влиянием поп-культуры и масс-медиа и отражает, в частности, «черный юмор британских ситкомов». А похоже на гигантскую голову медведя, сделанную из старых грязных тряпок. Ох уж этот английский юмор.
В общем, мы искренне старались полюбить современное искусство всей душой. Но дело, видимо, в том, что оно совершенно не нуждается ни в любви зрителя, ни в понимании. Ему хочется удивлять, шокировать и вызывать брезгливость. И еще — порождать толпу «экспертов», готовых предложить свое толкование арт-объектов. Категории искусства постепенно перемещаются из области эстетики в область психотерапии. И это не может не расстраивать.
Напоследок все-таки напомним вам, как выглядит классическое искусство:
Вы все еще считаете, что разница только в восприятии?