Правительство России планирует внедрить на базе единого портала государственных и муниципальных услуг платформу обратной связи между государством и гражданами. Это следует из опубликованного на портале правовых актов постановления правительства № 1802 от 10 ноября 2020 года.
Речь идет об эксперименте, в рамках которого граждане могут оперативно направлять через сайт госуслуг обращения (предложения, жалобы) в конкретные ведомства и получать ответы на свои вопросы. Ранее такой механизм обратной связи был налажен только между гражданами отдельных регионов и местными органами власти. Теперь в нем примут участие и федеральные ведомства.
«Такой формат взаимодействия — важная часть „сервисной“ модели государства, которая создается для удобства граждан», — заявил премьер-министр Михаил Мишустин при рассмотрении вопроса на оперативном совещании с вице-премьерами 16 ноября.
Какие жалобы и предложения можно подать через портал госуслуг?
Ранее в эксперименте участвовали только 50 регионов страны, жители которых могут подать онлайн-обращение в региональные госорганы и органы местного самоуправления. В частности, жители Москвы, Московской и Самарской областей, Краснодарского края могут пожаловаться на решения контрольных органов. А, например, жителям города Обнинска (Калужская область) на портале доступен сервис, через который можно подать обращение или жалобу по вопросам защиты прав потребителей в сфере услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи и транспорта.
С 12 ноября к пилотному проекту присоединились три федеральных ведомства: Министерство здравоохранения, Министерство просвещения и Фонд обязательного медицинского страхования. Теперь россияне могут направить предложение по организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19, жалобу об отсутствии выплат медицинским работникам, оказывающим помощь пациентам с коронавирусом, и прочие обращения.
Таким образом, опыт регионов планируют распространить на всю Россию. Эксперимент продлится до конца 2021 года.
Как подать жалобу или предложение через портал госуслуг?
Подать обращение можно с помощью соответствующего сервиса на сайте госуслуг (перечень таких услуг можно выяснить, выбрав в настройках свой регион). Также это можно сделать через специальные виджеты, размещенные на сайтах органов власти регионов и муниципалитетов. Направить обращение могут граждане и юридические лица, у которых есть регистрация в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и которые дали согласие на обработку персональных данных и сведений о частной жизни, необходимых для подготовки ответа.
Для направления вопроса нужно заполнить в электронном виде предложенную форму и при необходимости сопроводить ее приложенными файлами. В некоторых случаях жалоба, поданная юрлицом, должна быть подписана электронной подписью.
Минздрав просит описывать в одном сообщении только одну проблему, предложение или вопрос. Если их несколько, их следует формулировать в отдельных обращениях.
Поступившая на сайт госуслуг жалоба проходит автоматическую проверку, после чего она направляется ответственным ведомствам для решения проблемы. Согласно постановлению правительства, срок рассмотрения обращений в общих случаях составляет до 30 календарных дней. Для отдельных категорий обращений, которые определят сами ведомства, действует ускоренный порядок рассмотрения (до 10 дней).
Статус обращения и результаты его рассмотрения можно узнать в личном кабинете на едином портале госуслуг. Ответы направляются на этот сайт с простой электронной подписью уполномоченного исполнителя органа или организации.