В ночь с 13 на 14 января в России, а также во многих странах ближнего зарубежья отмечается Старый Новый год. Старый Новый год — это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за данного расхождения календарей мы отмечаем два «Новых года» — по старому и новому стилю.
Как появился Старый Новый год
Датой сотворения мира (согласно древнему переводу Ветхого завета) раньше считалось 1 марта 5508 г. до н. э. Поэтому Новый год начинался в первый день весны (по новому стилю 14 марта).
Однако в Констатинопольскую эру эта дата была пересчитана более точно, и днём сотворения мира стало считаться 1 сентября 5509 года до н. э. Поэтому Новый год отныне начинался в первый день осени.
В языческие времена на Руси Новый год отмечался 22 марта — в день весеннего равноденствия. После принятия на Руси христианства византийский календарь стал постепенно вытеснять старый, и Новый год теперь уже начинался 1 сентября. Эту дату и сегодня некоторые учения трактуют как истинный день рождения Христа. Долгое время на Руси сохранялся новогодний разнобой — одни продолжали отмечать Новый год весной, другие — осенью. И только в конце XV века — в 1492 году — официально определили единую дату начала Нового года на Руси — 1 сентября.
Только спустя 2 века, 19 декабря 1700 года, Пётр I обнародовал указ лета исчислять с 1 января от Рождества Христова (то есть, по «новому» стилю — 14 января). Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца, с сентября по декабрь. К ХХ веку календарь России, которая продолжала пользоваться юлианским календарём, на 13 суток отставал от Европы, давно перешедшей на григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 году декретом Совета Народных Комисаров был осуществлён переход на григорианский календарь — новый стиль, а 14 января — день Святого Василия, архиепископа Кесарии Капподакийской — оказался Старым Новым годом.
Старый Новый год отмечают не только на территории СНГ. На 13 января также накрывают праздничный стол в следующих странах:
Также празднуют Старый Новый год в Алжире, Марокко и Тунисе. Правда, отмечают его по берберскому календарю, который представляет собой юлианский календарь с несущественными отличиями. В результате накопившихся ошибок канун праздника приходится на 11 января.
В ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отметить начало нового года они могут лишь после окончания Рождественского поста.
Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растёт, и Россия не является исключением. Всё больше людей относятся к нему как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые. Ведь этот праздник более спокойный, ему не свойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.
Интересно, что разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырём на один день. Сейчас разница между юлианским и григорианским календарём составляет 13 дней. А с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.
Итак, пришел черед встречи старого Нового года. Ему предшествует Васильев вечер, который, считалось, «программирует» события предстоящего года.
В Васильев вечер, он же Добрый, Щедрый вечер, он же Жирная кутья, Щедруха, принято есть не просто много, но чрезмерно много. Есть больше, чем можно съесть, объедаться, чтобы, согласно преданию, обеспечить столь обильным застольем довольство на весь год. Васильев вечер околдован «магией первого дня»: наденешь новую рубаху в канун Нового года – круглый год будешь славно одет, приготовишь и съешь много кушаний – будешь сыт.
Обязательный атрибут праздничной трапезы в Васильев вечер - «кесаретский» поросенок, названный в честь святого Василия Кесарийского. Бесспорное предпочтение отдавалось жареному целиком поросенку. Блюдо, съедаемое за праздничным ужином, в канун Васильева дня, - кесаретский поросенок – символизировало одновременно и урожай и плодовитость домашнего скота. Потому новогоднее застолье было не просто актом насыщения, но приобщением себя и членов своей семьи, а также всех объектов своего домашнего хозяйства к магическим свойствам, приписываемым съедаемому животному. Так что: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»!
С раннего утра было принято варить «Васильеву кашу». Заполночь брала из амбара большуха-баба (старшая в доме) крупу, в то время как большак-хозяин (старший в доме) приносил из колодца воды. Ставили и ту и другую рядом на стол, сами отходили поодаль. Как растопится печь, так приспело время кашу «затирать».
Садилась вся семья за столом, только большуха стояла – размешивала кашу, причитывая. А заканчивала хозяйка причет, так брала горшок с кашей со стола, и тогда все члены семьи вставали: время водворять кашу в печь. Пока ждали гостью-кашу, коротали время за прибаутками, играми, песнями веселыми.
Вот и поспела «Васильева каша»: «Милости просим к нам во двор со своим добром», величает гостью большуха. Полон горшок – к добру, треснет горшок – не обойтись хозяйству без ущерба, а вылезет каша «из гнезда» - ждать беды всему дому. Если счастливые приметы, съедят кашу дочиста, а худые – вместе с горшком в прорубь бросят.
Святой Василий Великий почитался в народе не только как покровитель свиноводства, но и как охранитель садов. Потому особенно почитаем и пастухами, и садоводами.
Вот и выходили хранители прадедовских обычаев в полночь в Васильев вечер в сады и огороды, встряхивали плодовые деревья, приговаривая: «Как отряхиваю я, раб Божий (имя рек), бел-пушист снег-иней, так отряхнет червя гада всякого по весне и святой Василий! Слово мое крепко. Аминь».
Гадания.
«Загадает девица красная под Василия – все сбудется, а что сбудется - не минуется», - говаривали в старину. И хотя гадать можно на протяжении всего святочного периода, но самыми верными считаются гадания в канун Нового года, в Васильев вечер, разделивший святочный цикл на две части: «святые вечера» (с сочельника до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с Васильева вечера до Крещения)
Вот и гадали девицы с помощью свиных хвостов, запасенных после разделки «кесаретских» поросят, гадали с петухами, с сапогами, гадали в овинах, в банях с зеркалами, гадали на перекрестках, ходили подслушивать под окна, что сулит им судьба в Новом году: радость или горе, замужество или девичество, богатство или бедность.
А еще старый Новый год - отличная возможность, чтобы начать новую жизнь.