Рост цен на ОСАГО лишь увеличит сверхприбыли страховщиков
Мощная PR-атака страхового лобби по поводу «кризиса ОСАГО» увенчалась безоговорочным успехом. Полисы подорожали, хотя на самом деле этого делать совершенно не требовалось
Стоимость полиса уже выросла с 1 октября на 30%, а к весне Центробанк обещает поднять его еще. Максимальная выплата за поврежденное «железо» в октябре увеличилась с 120 000 до 400 000 рублей. А с 1 апреля будущего года подрастет и размер возмещения вреда жизни и здоровью — со 160 000 до 500 000 рублей. Но только сейчас выяснился один замечательный нюанс.
Обнаружился он в предварительных данных «Российского союза автостраховщиков (РСА)» о работе по ОСАГО за 9 месяцев 2014 года. Главная цифра, которая интересует: сколько они собрали с нас денег и сколько потом выплатили пострадавшим. Оказывается, за три квартала от продаж полисов ОСАГО получено 105,5 млрд. рублей (на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года), а выплачено – 63,3 млрд. рублей (на 12,6% больше) — то есть 60% от собранного. А 40% осели в «закромах» страховых компаний.
Заметьте, это данные за январь-сентябрь 2014, когда полисы ОСАГО продавались по старым «ужасно маленьким и разорительным» для страховых компаний ценам! Да, 20% премии страховщики имеют право оставлять себе – «на ведение дел». Эти средства идут на «корм» агентов, зарплаты сотрудникам компаний, аренду уютненьких офисов и дивиденды владельцам. Сии проценты, кстати, страховщики на совершенно законных основаниях заносят в категорию «убытки»! Ладно, бог им судья, как говорится, но получается, что, помимо 20% «на ведение дел» у страховщиков осталось еще 20% собранных с автовладельцев денег!
Таков реальный дебет-кредит. Но на его фоне страховое лобби, как мы помним, ничтоже сумняшеся, организовывало непрерывно сменяющие друг друга PR-акции: «круглые столы для СМИ», пресс-конференции и прочие пресс-мероприятия с привлечением целого выводка «экспертов», «игроков рынка» и прочих «актуариев». Все эти люди как по писанному, ловко жонглируя лукавыми цифрами, эффективно убеждали нас, что ОСАГО — в глубокой «яме». А тем временем, напомню, у ребят прибыль от ОСАГО, как минимум, на уровне 20% «на карман» капала. Зато эксперты, прекрасно об этом зная, «пели» нам, что нужно срочно повысить тарифы. В противном случае, якобы, на каждые собранные 100 рублей будет приходиться по 107-109 рублей «убытков» (в том числе 20% «на ведение дел») и бедная система ОСАГО вот-вот рухнет как подкошенная. А фактическая убыточность, как следует из данных РСА за 9 месяцев 2014 года находилась, оказывается, на уровне 80%... Красиво нас «развели», граждане, красиво!
Отработали PR-специалисты страхового лобби на «пять с плюсом», что уж тут говорить. Лапшу развесили грамотно, качественно и надолго. Достаточно посмотреть на опросы общественного мнения на тему ОСАГО. До сих пор «лапшичка» работает. Свеженький пример – опрос от РОМИР. По данным этой организации, 60% опрошенных ею выступают за дальнейшее увеличение лимитов выплат, даже если при этом потребуется корректировка тарифа. В качестве главной причины трудностей на рынке автострахования 55% респондентов глубокомысленно называют «рост числа машин и, как следствие, рост числа аварий». 53% из них считают главной проблемой ОСАГО «автоюристов, которые пользуются несовершенством законодательства». А причина проблем под названием «недостатки в работе страховых компаний» прогнозируемо плетется где-то в конце рейтинга...
Вы ошибаетесь, если считаете, будто страховое лобби успокоилось, выбив у автовладельцев дополнительный слой икры на свой бутерброд с маслом. В данный момент их пиарщики на своих «круглых столах для СМИ» активно бубнят на тему повышения региональных коэффициентов при продаже полисов и их дальнейшее удорожание. Ведь рынок ОСАГО опять в опасности: выплата пострадавшим по 60 рублей с каждых 100 собранных рублей – это же ужасно много!
Страховые компании добиваются очередного подорожания ОСАГО.