Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем. Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, друзьями, да просто знакомыми, причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, мы не можем не почувствовать, что не всегда бываем правы, что кроме нашего требовательного "Я" есть еще другие люди. И есть Бог, Который видит все, даже сердце человеческое.
Поэтому последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!" и слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" Вот это призывание в свидетели Бога, вот эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствуют о том, что радость, широта и щедрость имеет под собой не бытовую основу - надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост.
Что есть обида? Обида ставит преграду не только между людьми - обидевшим и обиженным. Обида ставит преграду между нами и Богом. Обиженность - сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: "Меня обидели! Как они посмели!" Обида - спутница гордыни, индикатор того, что мы почитаем центром мироздания свое "Я", а Бога переместили на периферию нашего внутреннего мира и не верим в то, что Бог нас любит, желает добра и всегда "изыскивает пути нашего спасения". Но раз главными действующими лицами своей жизни мы видим себя и своих обидчиков, то в ответ на обиду вырастает желание поквитаться.
Как "сворачивать голову бесу обидчивости"? Обида, как чувство сиюминутное - "состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное". Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее, не дать ей найти "долгого пристанища" в сердце. Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки, потому что они порождают новый всплеск неприязни. Выяснение отношений сгоряча ничего не дает.
Как простить? Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания и уж тем более не таить в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу. Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не позволяй ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы. Вспомни, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток, просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли.
Вспомнив, подумай: "Прости меня, Господи! Я и сам ничем не лучше обидчика!" Но если все-таки ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его, потому как "нет ничего опасней, чем оказаться на стороне сил зла", пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами. Помолись за несчастного, вспомни Христово: "Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!" Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения. Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.
Зачем прощать? Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей милости, с одной стороны. И все мы связаны между собой - с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью. И, как частное проявление этой любви, прощением. Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, когда мы можем быть прощены: "...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Больше того, Бог дает нам меру, формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в "Отче наш" мы сами просим Господа: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим".