Главная » 2014»Ноябрь»25 » Путин: «Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим».
11:21
Путин: «Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим».
Сила в правде
Об откровенном разговоре Путина с журналистами ТАСС.
В начале декабря президент России огласит ежегодное послание Федеральному собранию. Затем проведет большую пресс-конференцию. Но обращается напрямую к народу он уже сейчас. ТАСС опубликовал интервью, где Путин затрагивает темы, которых прежде почти не затрагивал: семья, друзья, чувство одиночества, свои самые трудные времена и даже то, с чем обратится к Богу на том свете. «Лента.ру» разбиралась в первом за долгое время столь откровенном интервью главы государства.
«Своих не бросаю»
Одинок ли Владимир Путин? Над этим вопросом президент, пожалуй, задумался. Сначала ответил: «По факту, да... отчасти». А затем, поговорив про друзей и дочерей, все-таки с уверенностью сказал: «У меня чувства одиночества в душе нет».
Он впервые подробно рассказал о своих друзьях. Не только о «друзьях Путина», как в прессе называют попавших под западные санкции. Но и об остальных близких. Их оказалось более восьмидесяти человек. «Обыкновенные люди, — заметил он. — В основном работают в правоохранительной сфере, в МВД, прокуратуре, адвокатуре, административных органах. Это не значит, что мы каждый день встречаемся, шампанское или водочку попиваем и "трещим"».
Сам Путин, к слову, предпочитает чай. Он отметил, что, несмотря на президентский пост, в его окружении сохранились люди, способные ему противоречить. Ими он особенно дорожит, но поименно называть не будет. И действительно своих не бросает. Пока они не начинают идти в обход закона. Тогда они перестают быть своими для Путина.
Впервые за долгое время президент России поговорил с журналистами про своих дочерей: «Вижу один или два раза в месяц, и то еще нужно время подгадать». На вопрос, живут ли Мария и Катерина в России, он ответил утвердительно: «Ну конечно. В Москве живут. Дома встречаемся…»
Путин обсудил с журналистами и свои недостатки — пониженное чувство опасности. Но при этом заметил, что на президентском посту не совершал «безбашенных поступков» — слишком велика цена ошибки. В частности, решение вернуть России Крым — стратегическое. «Просто мы сильнее всех. Сила в правде, — процитировал он героя культового фильма "Брат 2". — Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим. Говорю абсолютно искренне, не для красного словца».
Говоря о противостоянии с Западом, он эмоционально заявил: «Нам не нужно тягаться! Нам просто не нужно тягаться! Надо спокойно осуществлять свою повестку дня».
«Если бы не Крым и Украина, нашли бы другую причину»
Обсуждая ситуацию на Украине, Путин провел параллель с событиями на Кавказе: «Нам тогда говорили о непропорциональном применении силы. Дескать, как же так, вы стреляете из танков, применяете артиллерию. Нельзя, нельзя! А на Украине? И авиация, и танки, и тяжелая артиллерия, и системы залпового огня. Более того, кассетные бомбы и — с ума сойти можно! — баллистические ракеты. При этом все молчат о непропорциональном применении силы».
Но причина обострения отношений с Западом, на взгляд Путина, не связана напрямую с Крымом. Россия плоха для Запада тогда, когда говорит о своих интересах и защищает своих людей. «Думаете, дело в нашей позиции по востоку Украины или по Крыму? Совершенно нет! — уверен Путин. — Если бы не это, нашли бы другую причину. И так всегда было».
При этом он дал понять: Кремль не намерен нагнетать и драматизировать. Новый железный занавес не опустится. «И в истории других государств были периоды, когда страны пытались отгораживаться от остального мира, очень дорого за это заплатив. Практически деградацией и развалом. Мы ни в коем случае по этому пути не пойдем. И вокруг нас никто стенку не выстроит. Невозможно!»
«Что мне дискомфорт! Мне результат нужен»
На взгляд Путина, президент США Барак Обама — умный человек. А то, что журнал Forbes второй год подряд ставит российского президента во главе рейтинга самых влиятельных людей, оставляя позади него американца, сам Путин воспринимает со скепсисом: «Это могло быть способом внутриполитической борьбы в США, особенно в преддверии выборов в cенат. Пускай там у себя разбираются…»
Дискомфорта от холодка в отношениях с Обамой Путин не испытывает: «Что мне дискомфорт! Мне результат нужен».
Не менее лестную оценку российский президент дал и остальным своим коллегам на мировой арене: «Это выдающиеся деятели международной политики. Они защищают национальные интересы, как и я стараюсь делать то же ради нашей страны». «У нас намного либеральнее. Можно все!»
Ради защиты национальных интересов, разъяснил Путин, и были приняты законы, приравнивающие НКО к «иностранным агентам» и запрещающие гражданам других стран владеть российскими СМИ. «Нельзя создавать условия, чтобы иностранные государства делали нас слабее, — объяснял Путин. — Ведь ни одно уважающее себя государство не допускает, чтобы иностранные деньги использовались внутри страны для политической борьбы. Попробуйте сделать это где-нибудь в Штатах — сразу за решетку сядете.
« У нас намного либеральнее. Можно все!»
Путин подчеркнул, что не все его оппоненты — «пятая колонна». Более того, «хорошо, когда есть сомневающиеся». Но при этом предлагающие конструктивные решения.
Досталось и самим журналистам: «Вам и вашим коллегам легче на кого-то все свалить. На себя посмотрите! Как в средствах массовой информации подается информация, как вы влияете на умы миллионов людей, какие программы у нас идут по центральному телевидению?» Он подчеркнул, что Кремль не вмешивается в редакционную политику даже государственных каналов. «С точки зрения либеральных ценностей, наверное, это очень хорошо, — рассудил президент. — А в результате, к сожалению, видим на экране то, что видим».
Этим замечанием Путин не ограничился и вновь провел параллель между собой и госканалами: «Лишь кажется, будто все зависит от первого лица. Это не так». О резкой критике и «переходе на личности» в оппозиционных СМИ президент вполне осведомлен: «Иногда Песков приносит всякую гадость». Но пикироваться с ними не намерен — не до того.
«А когда в России было легко?»
«Упала стоимость рубля. Он немножко обесценился», — не стал давать резких оценок Путин. В России уверенно решаются социальные проблемы и есть база для импортозамещения. Если занижение цены на энергоносители происходит специально, оно бьет и по тем, кто эти ограничения вводит, отметил Путин, имея в виду резкое падение цен на нефть.
«Если у соседа лошадь сдохнет, нам от этого легче?» — уточнили журналисты. «Смотря какой сосед, что у него была за лошадь и в каких целях он ее использовал», — ответил в тон Путин.
Однако, несмотря на все трудности, этот год для Путина не самый тяжелый. Президент вспомнил 1996-й: «Собчак потерял пост мэра Петербурга, я без работы остался... Думал, как жить дальше, где работать, чем детей кормить. В прямом смысле, без преувеличения. Конечно, было непросто».
Вспомнил нападение боевиков на Дагестан в 2000 году: «Ведь высказывались идеи построить стену вокруг Чечни. Натуральную! Но это было абсолютно неприемлемо». И «тучные годы»: «Упрекали, что слишком много дали людям, сильно подняли зарплату. Это уже в мой адрес реплика. Мол, производительность труда в России заметно отстает от уровня зарплаты. Мне говорят: "Не надо было так!"».
«А когда в России было легко?» — задал риторический вопрос президент.
«Рано памятники ставить. Надо еще поработать»
В конце большого интервью журналисты спросили о будущем, далеком и близком. Задумывается ли Владимир Путин о том, что будет «потом, когда призовут на небеса и потребуют ответа»? «Знаете, если уж там окажешься, есть лишь одно выражение, которое уместно произнести: «"Слава Тебе, Господи!" А как иначе?» — удивился президент.
Навсегда ли он останется в президентском кресле? Путин ответил отрицательно, но участия в кампании 2018 года все-таки не исключил.
От вопроса о памятнике самому себе Владимир Путин предпочел бы, наверное, отмахнуться как от пустякового и несвоевременного. Но все-таки ответил: «Рано памятники ставить друг другу. Надо еще поработать, а будущие поколения оценят вклад каждого в развитие России».
Он вновь откровенно говорил о своей любви к Родине: «Я не просто ее люблю. Я реально ощущаю себя частью народа и не могу представить ни на секунду, как жить вне России».