Роскомнадзор и Минкомсвязи рассмотрят предложение известного своими скандальными инициативами депутата-единоросса Виталия Милонова. Политик просит запретить показ на отечественном ТВ программ мистического и оккультного содержания.
Депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов считает, что такие передачи провоцируют у россиян отказ от традиционного медицинского лечения, а также рост экстремистских настроений.
— В погоне за популярностью и высокими рейтингами многие СМИ стали эксплуатировать "потустороннюю" и мистическую тематику. Всё чаще в телеэфирах можно встретить "шокирующие" признания якобы жертв похищений инопланетян, советы "потомственных колдуний" или "битвы ясновидцев против экстрасенсов, — считает Милонов.
Он особо отметил, что в данных передачах "зрителям часто дают возмутительные или даже опасные советы: от народных средств для приворота до народных средств лечения опасных заболеваний".
— Человек, отказывающийся от профессионального лечения в пользу "советов знахарки", рискует своей жизнью и здоровьем близких родственников, — негодует Милонов. — Ситуация может обернуться настоящей трагедией, если, например, такой телезритель попытается лечить своих детей от воспаления аппендицита настойкой коры дуба и заговорами, которые услышал в одной из таких передач.
Более того, уверен депутат, пропаганда мистицизма в СМИ готовит почву для появления в стране разного рода сектантских и экстремистских движений, "противостоящих традиционным российским ценностям, основанным на христианской морали".
— Увлекшись мистицизмом и оккультизмом, человек рискует быть вовлечён в сети экстремистов, манипулирующих стремлением гражданина получить доступ к "тайным знаниям", — говорит Милонов. — Примером такой экстремистской сети, замешанной на мистике и оккультизме, можно уверенно назвать секту "Аум синрикё", организовавшую террористические акты в Японии.
На инопланетянах и привидениях зарабатывают миллионы...
Опасения Милонова имеют основания. Одной из самых популярных передач на отечественном телевидении является "Битва экстрасенсов", которая выходит на телеканале ТНТ уже в течение 17 сезонов. На телеканале ТВ-3 идут сериалы "Вангелия", "Пятая стража. Схватка", "Охотники за привидениями", предсказания Ванги "Я не святая, я — мученица", проекты "Дневник экстрасенса", "Гадалка", "Святая", "Тайные знаки", нейродетектив "Он раскроет любое преступление" и др.
По словам продюсера Rutube Аскара Туганбаева, прибыль телеканалов от показа таких передач вычислить сложно, но медиаэксперт отметил, что речь идёт о миллионах долларов, получаемых от рекламодателей: для ТВ-3 "мистические" шоу — основной бизнес.
— Вечерний прайм-тайм (время с 18:00 до 23:00) на ТНТ стоит дорого. На подобные цели бюджет рекламодателей составляет порядка 1—2 млн долларов. ТНТ зарабатывает на этом очень приличные деньги, — говорит Туганбаев.
Тугунбаев уверен, что инициатива Милонова останется без внимания: в законодательстве нет чёткого понимания, что относится к мистике, а что нет. Так, многие американские и отечественные блокбастеры основаны именно на мистике. По словам Туганбаева, передачи о привидениях не нарушают российского законодательства, поэтому претензий к ним быть не может.
Даже в случае запрета телеканалы смогут избежать убытков, считает президент холдинга Ромир Андрей Милехин. Он считает, что на место мистических передач придут другие, не менее рейтинговые:
— Реклама в прайм-тайм может доходить на рейтинговом канале до нескольких сотен тысяч долларов. Производство рекламного ролика тоже стоит денег. Его бюджет от 10—20 тысяч долларов до 2 млн долларов.
Исходя из цифр, озвученных экспертами, можно предположить, что запрет на показ мистических программ на отечественном ТВ может обойтись производителям рекламы и самим телеканалам потерями в десятки миллионов долларов в год.
... несмотря на не слишком высокие рейтинги
Милехин уточнил, что рейтинг мистических программ небольшой. Поклонники такого контента — очень специфическая аудитория, да и затраты на его производство не столь велики, как на постановочные шоу. Он находит инициативу правильной лишь в том смысле, что она обнажает отсутствие концепции отечественного телевидения.
— Телевидение помимо коммерческих функций играет важную социальную роль. На нашем рынке есть коммерческие каналы и государственные. Во многих странах мира есть общественное телевидение, которое живёт на общественные взносы или абонементскую плату. У нас, к сожалению, всё это немножко смешано. Поэтому непонятно, где бизнес, где колдуны и маги, а где государственная позиция, — говорит Милехин.
По словам Тугунбаева, многие россияне устали от экстрасенсов.
— Развлекательный контент многообразен. Та же "Битва экстрасенсов" уже очень много лет на экране, многие от неё устали. Но я уверен, что эта ниша будет сохраняться. Как правило, такие программы смотрят женщины и мужчины пенсионного возраста, которые верят в загробную жизнь и потусторонние вещи. Население стареет, поэтому мы на первых местах по просмотру телевидения, — говорит Туганбаев. — Подобные передачи есть во многих странах мира. Имеются даже специальные телеканалы, посвящённые мистике, где гадалки и экстрасенсы гадают людям в прямом эфире. У нас такая программа тоже есть на одном из телеканалов. Мистические телеканалы особенно популярны в странах Латинской Америки, где особое отношение к мистике: в Мексике, Аргентине, Бразилии. Мы здесь далеко не на первых позициях.
Эксперт RAIN Group Наталья Горева не считает, что мистического контента в России очень много.
— Мистики достаточно много было в своё время, но сейчас даже телеканал ТВ-3, который называл себя "Первым мистическим", сменил концепцию. Поэтому нельзя сказать, что мистические передачи очень популярны.