«Коптский справочник ритуальной силы», написанный в XII–XIII веках в Верхнем Египте, содержит заклинания на все случаи жизни.
«Коптский справочник ритуальной силы», вышедший в издательстве Brepols, содержит 27 текстов на разные случаи жизни: заклинания для изгнания бесов и лечения разнообразных недугов перемежаются заговорами на удачу в работе и в любви.
Заклинания сопровождаются рядом витиеватых молитв, рисунками и описаниями обрядов. Например, чтобы излечиться от инфекционной болезни лептоспироза, следует прочесть молитву над двумя гвоздями, а затем вбить их в дверную раму — по одному с левой и с правой стороны.
Сборник магических текстов, составленный неизвестным древнеегипетским магом в XII–XIII веках на 20 страницах пергамента, впервые переведен на английский язык и издан австралийскими учеными. Этот фолиант на коптском языке более 30 лет назад был выкуплен у коллекционера по имени Михаэль Факельман и с 1981 года хранился в запасниках Музея античных культур Университета Маккуори в Сиднее.
Сотрудники университета, изучив книгу, пришли к выводу, что она была написана в городе Древнего Египта — Гермополисе, который располагался в верхнем течении Нила. Период написания сборника совпал со временем появления христианства в Египте: автор книги переплетает гностические верования с христианскими, на страницах упоминается Иисус Христос наравне с неким загадочным божеством Бактиота — «повелительницей сорока и девяти видов змей», о которой ученые ничего не знают. «Это двойственная личность. Похоже, что Бактиота олицетворяет великую силу и является главной в материальном мире», — пояснил один из авторов сборника доктор Малькольм Чот.
По его мнению, магическую книгу написал сектант из числа сифитов. Сифиты, или сифиане, — это гностики, которые поклонялись богу Сифу (Сету), третьему сыну Адама и Евы, впоследствии воплотившемуся в образе Иисуса Христа. В одной из строк магического сборника есть строка: «Сет, Сет, живой Христос». Австралийским ученым не удалось установить, кто именно был автором книги. «Наверняка сказать нельзя, но, видимо, это был некто, связанный с мистицизмом и не имеющий официального духовного сана, — объяснил Чот. — Из-за гонений люди предпочитали не афишировать свою магическую деятельность».