Воскресенье, 24.11.2024, 03:12
Приветствую Вас Гость
Скользящий   
Главная » 2018 » Сентябрь » 25 » Шедевры уральского Златоуста
16:42
Шедевры уральского Златоуста


Богата земля русская народными художественными промыслами. Есть чем гордиться и небольшому уральскому городку Златоусту, который снискал всемирную славу своим самобытным искусством художественной гравировки по металлу.

Зародилась златоустовская гравюра в начале XIX века, при правлении Александра I. Именно по его высочайшему указу в Златоусте был создан оружейный центр в дополнение к знаменитому тульскому. Выбор пал на Златоуст не случайно - здесь имелись и богатые природные ресурсы, и железоделательный завод, на котором трудились мастера по работе с металлом.


Вид на Златоуст с горы Бутыловки. В центре Оружейная фабрика и Арсенал, в верхнем левом углу Двуглавая сопка Таганая, в нижнем правом углу Свято-Троицкий собор. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.

В 1815 году в Златоусте была основана Оружейная фабрика, на которой предполагалось выпускать лишь один вид оружия – клинковое. Для украшения клинков, которые по обычаю вручали военнослужащим в качестве почетной награды, стали применять гравировку. И первоначально она применялась в Златоусте исключительно для этих целей.

Из города Золинген, знаменитого оружейного центра Германии, в Златоуст для работы был приглашен гравер по холодному оружию Вильгельм Шаф, который приехал сюда вместе с сыновьями. Они-то и положили начало гравировальному промыслу. Дела пошли неплохо, и вскоре была выпущена первая партия оружия.



Однако немцы, хотя и выполняли свою работу прекрасно, но держались весьма обособленно, и делиться секретами своего мастерства с уральскими мастерами не спешили. Но поскольку обучение было одним из условий контракта, через три года новый директор фабрики Фридман все же принудил их к этому. Немцы стали обучать русских умельцев, но лишь самым азам ремесла. Тем не менее, обучались русские весьма успешно.

Особенности русского стиля гравировки



Немцы в своей работе неукоснительно придерживались старых традиций. Рисунок наносился с помощью твердой тонкой иглы, после чего вытравливался – именно так работают все граверы. Рисунок состоял из тонких изящных линий, все детали были тщательно проработаны. Сюжеты не отличались особой оригинальностью.

А поскольку уральским граверам многому пришлось учиться самостоятельно, путем проб и ошибок, это привело к разработке самобытного златоустовского стиля декорирования оружия. Ученики не боялись проявлять фантазию, как при выборе техники гравировки, так и сюжетов. Вместо орнаментов и символов, обычно используемых немецкими мастерами, они стали изображать на клинках целые композиции. Это могли быть античные мифологические мотивы, сцены сражений или охоты, пейзажи.





Конечно, такие рисунки требовали огромного художественного мастерства. Научившись получать различные цвета и оттенки с помощью травления, русские мастера изменили и саму технику нанесения рисунка, превзойдя тем самым своих немецких учителей. Из-под их рук выходили не просто клинки, а настоящие произведения искусства.







Первым, кто привнес в технику гравировки нечто совершенно новое и необычное, был один из лучших учеников Шафа Иван Бушуев. Основным инструментом в его руках стала не игла, а специальная кисть, с помощью которой киноварью на поверхность клинка наносился рисунок. Такую необычную технику, представляющую собой смешение гравюры и живописи, и стали называть златоустовской гравюрой.





Очень любил Бушуев изображать бегущих коней. Один из любимых им образов – стремительно летящий крылатый конь Пегас.




Одной из самых известных работ этого мастера стали рыцарские доспехи, изготовленные в качестве подарка для цесаревича Александра, будущего императора. Над ними в течение четырех лет трудились более 30 мастеров.




На протяжении многих лет уральские умельцы работали лишь над украшением оружия, однако позднее, начиная с 1830- 1840-х годов, когда спрос на оружие значительно снизился, стали осваивать и другие сферы. Гравюру стали использовать для украшения предметов быта: шкатулок, подсвечников, самоваров, подстаканников, подносов.



















На протяжении 200-летней истории промысла Златоустовские художники-гравёры создали немало настоящих произведений искусства, ныне хранящихся в знаменитых музеях России - в Оружейной палате, Эрмитаже и многих европейских музеях.


Памятник Бушуеву И.Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков.
Категория: В России. | Просмотров: 898 | Добавил: Skolzyashiy | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Привет, Земляне!
Категории раздела
Новости сайта. [61]
Космос. Вселенная. [130]
Катастрофы. Аномалии. Стихийные бедствия. [44]
Самосовершенство. [57]
Здоровье. [213]
Непознанное. [74]
Наша планета. Мир вокруг нас. [227]
Предсказания. Пророчества. [30]
История. Археология. [104]
Флора. Фауна. [168]
Православие. Русский мир. [102]
В России. [387]
В мире. [324]
Экология. Изменения климата. [49]
Политика. [485]
Происшествия. [245]
Юмор. Сатира. [337]
Враги России [16]
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Радио онлайн
  • СЛУШАТЬ РАДИО БЕЗ РЕКЛАМЫ, БЕСПЛАТНО, КРУГЛОСУТОЧНО.
  • Яндекс.Метрика
    Skolzyashiy © 2013-2024