Исследователи Института археологии РАН выдвинули две версии о том, кому мог принадлежать пустой саркофаг XIII века, находящийся в Успенском соборе Ростова. Согласно одной гипотезе, в гробнице был похоронен ростовский князь Глеб Василькович, скончавшийся в 1279 году. По другой версии, в саркофаге мог покоиться святой Игнатий — ростовский епископ, который умер в 1288 году. Окончательные выводы будут сделаны после дальнейшего изучения находки. В ближайшее время археологи займутся поиском следов органических останков, которые могли сохраниться на стенках гробницы.
Впервые гробница была обнаружена в 1994 году экспедицией Государственного Эрмитажа. Саркофаг находился у стены северной апсиды собора на глубине около двух метров. Однако предварительный осмотр не позволил учёным сделать какие-либо выводы, и саркофаг было решено закрыть вплоть до следующего исследования. Вокруг объекта, представляющего историческую ценность, были возведены кирпичные стены. Получившееся сооружение реставраторы накрыли сверху деревянным настилом, который археологи ИА РАН сняли лишь спустя почти 25 лет, чтобы повторно изучить находку.
«Этот саркофаг озадачивает исследователей. Дело в том, что он пустой и мы не знаем, для кого он был приготовлен. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время нет, как нет и никаких следов, указывающих на то, что в саркофаге когда-либо было совершено захоронение. Пустой гроб в церкви — это в любом случае загадка, которая может вести к разного рода конспирологическим размышлениям», — сообщил ведущий научный сотрудник ИА РАН, участник Волго-Окской экспедиции Андрей Леонтьев.
Во время последнего исследования учёные установили, что крышка саркофага по размерам значительно превосходит саму гробницу. Это натолкнуло учёных на мысль, что она была либо изготовлена позднее, либо заменила первоначальную. При этом археологи абсолютно уверены в том, что массивная плита относится именно к данному саркофагу. В частности, об этом свидетельствует одинаковый уникальный орнамент на крышке и стенках гробницы.
По словам заведующего Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктора исторических наук Леонида Беляева, это единственный случай, когда такой узор встречается на саркофаге: как правило, подобные рисунки наносили на надгробия.
Ещё одной особенностью саркофага является его небольшая глубина — всего 28 см. По мнению Андрея Леонтьева, положить усопшего в такой гроб было бы весьма затруднительно.
Тайны прошлого
Учёные выдвинули две версии, объясняющие отсутствие останков в саркофаге. Согласно первой, гробница принадлежала святому Игнатию — ростовскому епископу, умершему в 1288 году. Поскольку впоследствии он был канонизирован, то его мощи могли быть перенесены: известно, что в последние столетия вплоть до закрытия собора в 1936 году они находились у северной апсиды здания. Но, как полагает Леонтьев, аргументов в пользу этой версии недостаточно.
«Мощи ростовских святых в начале 1920-х годов в борьбе с «церковным дурманом» вскрывались с участием судебных медиков. Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, перемешанные с землёй. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их переносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причём давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию», — отметил Леонтьев.
Согласно второй версии, гробница могла принадлежать сыну князя Василько Глебу Васильковичу, умершему в 1279 году. Он был отпет и похоронен в соборе. Однако, как отмечается в поздних летописях, спустя девять недель Игнатий приказал вынуть его тело из гробницы и перезахоронить на территории Спасского монастыря. Причины, побудившие епископа на этот поступок, неизвестны.
Однако учёные не спешат с окончательными выводами и в ближайшее время планируют найти следы органических останков на стенках гробницы.
Сейчас в соборе возле саркофага создаётся так называемое музейное окно — устанавливается стекло, сквозь которое посетители собора смогут рассмотреть гробницу и ознакомиться с окружающим её пространством.