Выражение «жертвы моды» прочно вошло в обиход, хотя мало кто знает историю его появления. Издавна женщины подвергали свое тело настоящим пыткам, чтобы соответствовать канонам красоты. Деформировали органы, зарабатывали хронические болезни и, к сожалению, нередко расплачивались жизнью за свое желание быть неотразимыми. В данном обзоре – самые шокирующие и жестокие традиции разных народов и эпох.
Тарелка в губе женщины (Эфиопия)
Понятия о красоте в разных частях света - разные. Миловидное лицо и тонкая талия у некоторых народностей назовут уродством. За несколько лет дыра в губе постепенно увеличивается всё значительней. В день свадьбы в неё вставляют «тарелку» из обожженной глины. Диаметр такой посудины в губе может достигать 30-ти сантиметров. Если такую тарелку вытащить, то наружный край губы под дыркой отвисает вниз на 10–15 см. в виде своеобразного круглого жгута. У многих нет передних зубов, чтобы тарелка о передние зубы не стучалась и в этой щели постоянно торчит язык.
Нагая мода в Европе в 18 в.
«Жертвами моды» во второй половине 18 века стали называть девушек, которые чрезмерно увлекались так называемой «ампирной модой», носили исключительно легкие шифоновые платья, стремясь подражать образам античных красавиц. В струящихся полупрозрачных накидках, смоченных водой для эффектной драпировки, светские львицы смело выходили на улицу в лютые морозные дни и тут же заболевали воспалением легких или чахоткой. Два столетия назад болезни эти были практически неизлечимы. С предостережением обращался к дамам французский Journal de mode в 1802 году, рекомендуя читательницам посетить Монмартское кладбище и посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой моды».
Лотосовые ноги китаянки. Нормальная и деформированная стопа.
Однако по сравнению с древними обычаями некоторых народов мира «трудности» европейской моды – сущие пустяки. С гораздо более серьезными сложностями сталкивались в тех странах, где почиталась эстетика деформированного женского тела. Так, в древнем Китае неотразимыми считались крохотные ножки, которые называли «лотосовыми». Несмотря на утонченное название, походили они скорее на копытца: с четырехлетнего возраста конечности девочки постоянно бинтовались, 4 пальца «прирастали» к стопе, длина которой составляла 7-10 см. Ноги часто кровоточили, гнили, источали зловонный запах, кости ломались, ногти врастали в кожу. Пыткам подвергались девочки в наиболее богатых семьях, это было признаком аристократизма и залогом успешного замужества. К слову, муж никогда не видел «лотосовых» ног жены, даже в постели она оставалась в изящных туфельках.
Длинная шея представительниц племени Kayan
Женская красота глазами жителей племени Kayan заключалась в лебединой шее – главной девичьей гордости, которая, конечно же, не давалась местным жительницам от природы. С пятилетнего возраста родители надевали чаду первые шесть латунных колец и в последующие годы жизни вплоть до замужества добавляли все новые. Вес достигал порой 9 кг, считалось, что с такой длинной шеей девушке гарантирован успешный брак. Кстати, в качестве наказания за неверность муж мог снять кольца, обрекая тем самым женщину на верную смерть от удушья.
Татуировка-улыбка у представительниц народности айну
Не менее жестокой является традиция татуирования губ у представительниц народности айну, которые делали ножом специальные надрезы в виде улыбки, заполняя раны золой. Таким образом они надеялись обрести семейное благополучие и спокойствие в загробной жизни.
Традиционная татуировка в племени Apatanis
А вот татуированные женщины из племени Apatanis и вовсе не заботились о красоте, намеренно уродуя себя. Они вставляли широкие тоннели в уши и нос, а на лицо наносили безобразные наколки, чтобы… их не забирали в жены представители других племен. Татуаж становился демонстрацией того, что они, обезображенные до неузнаваемости, готовы прожить жизнь только с соплеменником.
Длинноволосые девушки из деревни Хуанло (Китай)
Куда более гуманные традиции у представительниц народности Яо. Длинноволосые девушки из китайской деревни Хуанло славятся тем, что их косы могут достигать 2 метров, ведь обрезают они волосы лишь раз в жизни в 16 лет, проходя своеобразный обряд инициации. На протяжении десятилетий считалось, что роскошную копну волос видеть мог лишь муж китаянки в день свадьбы. Если же чужому мужчине случайно доводилось увидеть волосы, выбившиеся из-под платка, ему нужно было прожить с женщиной три года в браке.