Как русские пилоты напугали американский авианосец
Бомбардировщик Ту-95МС "Медведь"
Символично, что эту операцию выполнил самолет, который создавался в далекие 50-е года прошлого века как бомбардировщик-ракетоносец для непосредственного отпора растущей агрессии Америки. "Ту-95" - самолет, опередивший время, живая легенда советских и российских ВВС, долгие годы находившийся на защите границ нашей страны. Интересен и тот факт, что в 2010 году этот "ветеран" даже установил мировой рекорд беспосадочного полета. Долгих 43 часа, более 30 тысяч километров над тремя океанами, четыре дозаправки в воздухе - так сухие цифры описывают рекорд "Ту-95".
Как же получилось, что грозный морской гигант "Нимиц" был так легко обнаружен и почти потоплен?
Вылетев с базы в Амурской области, "Медведи" двинулись немного южнее границ Японии. Затем два из четырех "Ту-95", заметив на радарах американского "левиафана", чуть изменили курс. Когда до авианосца российским бомбардировщикам оставалось около 800 километров, гигант, наконец, очнулся и выслал на перехват четыре истребителя F/A-18.
Атомный авианосец США "Нимиц"
Дальнейшие действия пилотов "Ту-95" были похожи на прекрасный шахматный гамбит, где для выигрыша позиции и последующей победы необходима жертва. Такой жертвой стал один из двух наших бомбардировщиков: он охотно изобразил покорность и позволил перехватить себя. Когда же удивленные и обрадованные американцы вспомнили о втором "Медведе", он уже пролетал в 600 метрах над палубой "Нимица", безукоризненно сымитировав атаку на авианосец. Сделав победный разворот в воздухе, Ту-95МС своеобразно попрощался с заокеанскими коллегами: пролетел над флагштоками корабля еще раз и был таков. После этого представления бомбардировщики в целости и сохранности вернулись на базу, оставив матросов и генералов "противника" стоять с пристыженным видом на палубе.
Поначалу факт возможной атаки, пускай и мнимой, американской стороной умалчивался. Лишь спустя два месяца, весной 2008 года, официальные лица и Пентагон попытались сделать "хорошую мину при плохой игре". Представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что тот факт, что Ту-95МС еще летают - уже хорошо. Однако после реакции американской прессы на эти слова он был вынужден признать, что необходимо провести служебное расследование: журналисты и без того активно критиковали администрацию Буша, а теперь общественность обеспокоилась еще и реальной угрозой безопасности страны. В результате СМИ забили тревогу, и представитель администрации признал ошибку.
Переоценить этот несколько мальчишеский поступок нашей авиации сложно. Бомбовая нагрузка Ту-95МС равна 12 тоннам. Помимо 16 крылатых ракет Х-55М ракетоносец обладает и несколькими тоннами бомб малого калибра в подфюзеляжной подвеске. Всему этому взрывному коктейлю было вполне под силу устроить в Тихом океане грандиозный фейерверк. А это значит, что "Нимиц", на борту которого находились несколько тысяч человек, 90 самолетов и вертолетов стоимостью 8 миллиардов долларов, оказался беспомощен против двух бомбардировщиков периода холодной войны.
В защиту проспавшему русских пилотов "Нимицу" хочется сказать, что перспективы авианосцев вообще в будущем довольно туманны. С одной стороны, этакий "мобильный аэродром" очень полезен: концентрация сил на определенном участке потенциального военного столкновения осуществляется практически моментально, мгновение - и сотня самолетов поднимается в воздух. С другой стороны, перефразируя известную поговорку: здесь слишком много яиц в одной корзине. Точечные удары крылатых ракет способны за несколько секунд заставить уйти на дно миллиарды долларов (и это не говоря о человеческих жизнях). Вот и получается, что "Нимиц" и ему подобные авианосцы - это колоссы на глиняных ногах.